МИХАИЛ МОРДАСОВ: «НАСТРОЙ ПОЗИТИВНЫЙ. БУДЕМ РАБОТАТЬ!»

Завтра в швейцарском Санкт-Морице в рамках Чемпионата Европы по бобслею и санному спорту состоятся соревнования мужчин в двойках, а днем позже будут соревноваться экипажи из 4-х спортсменов. Перед стартом мы поговорили с участником сборной России, нашим земляком Михаилом Мордасовым (НЦВСМ).

Уже известны  составы  двойки и четверки, либо лишь незадолго до старта будут определены партнеры Ростислава Гайтюкевича?

Составы были известны заранее. Что касается двойки: в Винтерберге мне дали отдохнуть, чтобы привести себя в полноценные физические кондиции. Прошел сезон, это сказывается. По поводу четверки: у нас есть экипаж, который не меняется, либо меняется по ходу сезона минимально, если в этом возникает острая необходимость, если есть вопросы по стартовому разгону.
 На последнем этапе кубка мира к нам вопросов не было, поэтому будем надеяться, что этот экипаж останется вплоть до Олимпийских игр. За экипаж мы держимся, стараемся, чтобы ротаций было как можно меньше, потому что все это сказывается на итогах. Каждая перестановка в профессиональном спорте дается нелегко, поскольку есть множество  нюансов, из которых складывается результат. Поэтому мы стараемся выполнять свою работу так, чтобы все вопросы по поводу экипажа были сняты.
(*Таким образом, в соревнованиях двоек примут участие Ростислав Гайтюкевич м Михаил Мордасов, в состав четверки  помимо Ростислава войдут Павел Травкин и Алексей Лаптев).

Трасса в Санкт-Морице — единственная в настоящий момент «натуральная»  трасса , используемая в соревнованиях высокого  уровня . Есть  ли какие-то особенности  при подготовке к состязаниям на ней?

 Да, это трасса с натуральным снегом, но я бы сказал так: Каждая трасса индивидуальна. Санкт-Мориц отличает высокая скорость. В четверках, я предполагаю, скорость будет больше 150 км/ч. Поэтому от пилота требуется суперконцентрация, а экипаж должен четко сработать на старте, должны быть  слаженная посадка, минимум движений в бобе по ходу трассы,  нужно зафиксироваться, потому что много прямых, надо сделать так, чтобы боб не сорвало в юз.
Есть нюансы в самом месте проведения соревнований: СМ находится на  достаточно приличной высоте и чтобы не загнать свой организм в так называемую яму, нужно правильно подготовиться. В других местах, выражаясь профессиональным языком, вся работа переваривается чуть проще.
Я думаю, сейчас мы неплохо подготовились, «подвелись», сделали выводы, у нас уже есть опыт выступления на трассах в высокогорье. Чувствуем себя прекрасно, настрой у нас позитивный, мы на эмоциональном подъеме, поэтому…Будем работать!

Если говорить про трассы, какая у нашей команды самая любимая, если можно так выразиться, и почему? (В одном из постов у Михаила проскользнуло : «Альтенберг, ты просто зверь. Сколько забрал, но в то же время дал бесценный опыт и закалил»).

 Мне кажется, любимая трасса та, где у тебя лучше результат. В этом сезоне, как нам кажется,  у нас результат стабильный на всех треках, мы приходим к тому, чтобы приезжать на любую трассу, и она была для нас любимой. Что касается Альтенберга - очень длинная эстакада, тяжелая, отнимающая много сил. При этом очень технически сложная . В любой момент  тебя может ожидать подвох – она коварная. Ты можешь чуть-чуть расслабиться, и на каждом вираже может произойти неприятный сюрприз. Поэтому каждое соревнование в Альтенберге забирает очень много сил, и в физическом, и в психологическом плане. Опять же трасса находится в Германии, у немцев на родине, а немцы выступают достаточно  сильно, поэтому  с ними дома соревноваться в два раза сложнее.
Опыт Альтенберг дает колоссальный. Там нужно работать. Чуть ты где-то расслабился, проспал, и Альтенберг может «тебя забрать». Я видел, как для некоторых плачевно заканчивались соревнования. Дело случая, конечно, но в моем понимании это самая сложная трасса. Одна из самых сложных. По крайней мере,  В Европе.
 
В этом году очень сильно выглядят немцы.  С ними можно как-то бороться? Вообще такое впечатление, что их снаряды гораздо лучше по техническим характеристикам, нежели те, на которых ездит весь остальной мир. Это так?

Немцы всегда были сильны. В любом виде спорта. Что касается бобслея, на их экипажи  работает очень большая команда. И тренеров-профессионалов, и, насколько мы осведомлены, у них есть целый завод по изготовлению и бобов, и инвентаря для зимних видов спорта. По конькам они шагнули вперед прилично. По поводу бобов - у них закрытая технология. Для нас это закрытая книга – они не дают и не продают никому вообще ничего. У нас бобы, скажем так, в открытом доступе.
  Как с ними соперничать? Нужно быть, по-хорошему, скажем так, психом, любить то, чем ты занимаешься, быть в отличных физических кондициях в первую очередь. Сейчас многое зависит от стартового разгона. Поэтому если ты хочешь бороться с такой командой, как сборная Германии, непременно нужно этот показатель выводить на такой же, как у них, уровень,  либо быть лучше, чтобы появились хоть какие-то шансы. В техническом плане надо находить какие-то решения. Да, у них есть заводы, есть высокопрофессиональная команда,  но нужно искать. Можно бороться. Тяжело очень, но можно. Как показывает практика, это реально, просто нужно к этому привыкнуть.
 
Китайцы и в двойках, и в четверках в общем рейтинге за пределами двадцатки. Это те спортсмены, которые будут соревноваться на Олимпиаде, либо есть еще и другие, которые «в тайне и тишине» готовятся к Пекину? Вообще  насторожило интервью Ростислава в начале сезона после тренировок в Китае, если и не насторожило, то дало повод ждать от представителей этой страны какого-то подвоха…

Китай - относительно новая, свежая страна в мире бобслея. Первые спуски они начали делать, на моей памяти, в Сигулде, в 2016-м году, они в первый раз узнали, что такое боб, и начали спуски. В Олимпиаде примут участие те же экипажи, которые выступают в Кубке мира, они сейчас накатываются, получают опыт. По поводу техники, на которой они будут выступать-у нас информации нет. Может быть, у них закуплены новые бобы, и они их просто не показывают, обкатали у себя на трассе, поскольку у них доступ круглогодичный, и поставили.
Но все же, мне кажется, главное преимущество китайцев - они будут выступать у себя дома. Они знают каждый миллиметр трассы, они будут накатаны очень хорошо. И, есть такое понятие, как нарезка трассы. Ее можно нарезать абсолютно по-разному. На первый взгляд обывателя трасса одинаковая со всех сторон, но когда ты спускаешься по ней, ледовары, которые работают непосредственно с треком,  могут нарезать радиус виражей , входов, выходов такой, что ты будешь ехать и думать, что ты на другой трассе находишься, что ты ее до этого и не видел. Хотя  такие нюансы всегда и везде есть. В любом случае все, кроме китайцев будут в одинаковых условиях и тут будут решать опыт, профессионализм и скорость твоих действий, умение адаптироваться к той или иной ситуации. Мы это все учитываем.

Как у вас  складываются отношения с  соперниками вне трассы ? В бобслее они дружеские, или больше похожи на официальные?

Отношения дружеские. Очень много друзей, знакомых. Общаемся, благо темы у нас есть .И спортивные, и неспортивные. Потому что когда ты находишься в сезоне большое количество времени (7-8 недель вместе с обкатками, сборами), хочется психологически разгружаться, с кем-то общаться. Атмосфера классная, здоровая, нет каких-то взглядов со стороны  и  исподлобья.
С теми же немцами, британцами и канадцами находим общий язык. Да, на  трассе  бобслей -это соревнование, мужской вид спорта,  достаточно брутальный, эмоциональный. А за пределами трека соперники - это обычные ребята, которые любят повеселиться, посмеяться, пошутить друг на другом, вместе время провести.

Немного о  внутренней кухне бобслейных соревнований .Есть ли какое-то  расписание на день у спортсменов нашей команды? Подъем - во столько-то, первая тренировка во столько-то,… свободное время …отбой  (и обязательно тренер проверяет?)

Расписание есть, как и в любой профессиональной команде, представляющей честь страны. Свободного времени очень мало. В среднем подъем в 7-8 утра, как правило, первая тренировка, обед, работа с техникой. Если есть катательная тренировка-выезд на катательную тренировку.  Режим меняется, потому что последовательность мероприятий меняется. Из того, что есть постоянно: каждый день-завтрак, обед, ужин, раз в три дня ПЦР-тесты, раз в два дня мы катаемся на трассе, каждый день у нас тренировка либо по силовой физической подготовке (штанга в зале), либо по легкоатлетической в манеже. Плюс каждый день работа с техникой, работа с коньками. График плотный, загруженный. Весь день мы на ногах, в делах. Отбиваемся часов в 11.Вечером есть час-полтора позвонить домой, пообщаться с родными, да и то, из-за разницы часовых поясов не всегда это удается сделать.

Насколько серьезен «коронавирусный контроль» на кубке Мира? На видеотрансляциях видно, как некоторые спортсмены, едва финишировав, сразу надевают маски. Некоторые прямо в масках разминаются.

Масочный режим абсолютно везде - в гостиницах, на трассе, где бы ты не находился, потому что сейчас ситуация в Европе напряженная. Нужно с уважением относиться ко всем, кто тебя окружает-и спортсменам, и обычным людям. Без масок мы можем находиться только во время разминки, да и то, некоторые даже разминаются в масках. Боятся, потому что впереди очень важный старт, никто не хочет лишиться шанса участвовать в нем. На трассе, если мы не разминаемся,  на старте или в финишном домике, везде за нами следят, постоянно напоминают, чтобы мы носили маски, надевали их правильно . Все люди взрослые, здесь не просто так находятся, впереди главные соревнования. Стараемся за этим всем следить. После этапов кубка мира нас будут закрывать в специальные так называемые «карантинные  пузыри», чтобы болезнь не дошла до нас.

После Санкт-Морица  будет ли  у вас какая-то пауза для отдыха, или, поскольку Олимпиада вот-вот, тренировки продолжатся?
 
Нам не разрешают сейчас уехать домой, повидаться с родными, это, я думаю, все же правильно.Скоро объявят состав на Олимпиаду в Пекин, 17 января подписываются, насколько я осведомлен, списки сборных команд. Кубок мира у нас завершается 16-го, вечером этого дня мы едем в Мюнхен, оттуда в Москву, и сразу же летим в Сочи. Нас закроют на карантин на федеральной базе «Юг-спорт», там будет продолжаться подготовка. Через неделю уедем в Новогорск, там тоже будем готовиться  семь дней. Вылет в Китай планируется 30-31 января. Едем  раньше, перед Олимпиадой нам дают провести 6 заездов. Надо это время провести с пользой.

Пожелаем нашим спортсменам удачи!
 
 
 


Сделано в студии ОЛЛ